Когда великий Дый создал землю, повелел он одному из богов — его звали Чур — наделить людей угодьями.
Вот прилетает Чур в какую-то местность к жилью человеческому, ведет толпу людей к роще или долине и вопрошает:
— Эти угодья — кому?
А в ответ ему наперебой раздаются десятки голосов:
— Чур, мне! Чур, мое!
Тогда велит бог вытесывать чурбаки и выбивать их в землю на границах владений, дабы не было впредь споров и междоусобиц.
С той поры мы и говорим, подобно нашим предкам:
— Чур, мне! Чур, мое!
У наших предков-язычников Чур был божеством не самого высокого
ранга, однако имя его до сих пор повсюду знают и чествуют. Он почитался
покровителем и сберегателем границ поземельных владений. На межах своих
участков земледельцы насыпали бугры, огораживая их частоколом, и такого
бугра никто не смел разрыть из опасения разгневать божество. Порубежная
полоса считалась неприкосновенной, никто не мог переступить ее своевольно.
В определенные дни глава семейства обходил владения по этой черте, гоня
перед собою жертвенных животных, пел гимны и приносил дары божеству;
здесь же, на некотором расстоянии друг от друга, ставились крупные камни
или древесные стволы, носившие названия термов. В яму, в которой утверждался
терм, клали горячие угли, хлебные зерна, караваи, плоды, лили мед и
вино. Здесь все было подвластно Чуру, и место, где он главенствовал,
а порою и показывался, получало таинственное освящение, и потому за
черту родовых владений не дерзали переступить враждебные духи.
Позднее на межах начали ставить изображение самого Чура.
Несмотря на грубость работы и ничтожность того материала, из которого вырубались, они почитались священными и неприкосновенными. На полях, отвоеванных у дремучих лесов и необозримых степей, Чур оберегал границы владений разных хозяев, удерживал дерзких и своевольных нарушителей, останавливал чужую разгулявшуюся соху, тупил расходившийся топор.
Олицетворяли Чура в деревянном изображении, имевшем форму кругляша, короткого обрубочка толщиной в руку. На нем вырезались условные знаки, обозначающие владельцев того или иного участка земли. Такие обрубки сохранили древнее название свое в известных словах, уцелевших до нашего времени: чурбак, чурбан, чурка, чурбашка.
Также Чур охранял человека и все его добро от нечистой силы: как житель проезжих-прохожих дорог, он имел более всех власти над чертями. Поэтому при опасности до сих пор советуют вспомнить этого бога и зачураться, сказав: «Чур меня!», то есть попросить: «Чур, побереги меня!» Даже тайны мыслей человека он охраняет. Если кто-то скажет тебе что-то неприятное, зачурай его: «Чур тебе на язык!» — и злое пожелание не сбудется. Ну а найдешь что-то ценное и не захочешь ни с кем делиться, тут же взмолись: «Чур, мое!» — и добрый древний божок побережет твою находку только для тебя одного.