В тот день, когда девки пойдут в Русальную неделю венки завивать, ты чеснок с собой возьми и пойди за ними назерком (не упуская из виду).
И когда они венки повьют и на себя навздевают, и ты венок свей, а чеснок ввей в него и надень на себя и ходи с ним надаль (невдалеке).
Тогда с ними увидишь нечистую силу в образе дородного молодца в веселии и радости.
А как девки пойдут домой, а ты не ходи, останься на их месте, а тот мнимый молодец пойдет провожать их, и воротится, и станет один веселиться, где они веселились.
Тогда ты подойди к нему и говори с ним, как с человеком, о гульбах и забавах.
И между разговору надень на него скоро тот венок, и он будет от того венка связан и непоколебим никуда.
И что хошь, то и делай над ним.
А если хочешь богатства или славы, то даст он все тебе и скажет:
— Что хочешь от меня, я дам тебе, лишь венок сойми!
Тогда обвяжи его и с клятвою отпусти, и он исполнит...»
Чеснок, это привычное нам растение, было в особом почитании
наших предков. За трапезою в колядский праздник рождения света-огня
головку чеснока клали на стол перед каждым гостем. Делалось это для
отогнания злой силы, всех болезней.
«И чесноковиток богом же творят, — говорилось в одном из раннехристианских обличительных против язычества сочинений, — егда будет у кого пир, особенно на свадьбах, тогда кладут в ведра и чаши и пьют, веселяся о своих идолах».
В этом случае чеснок употребляется как необходимая принадлежность в таинствах поклонения богу Корсу — нашему Дионису, Вакху.
У сербов пресный пшеничный хлеб для колядской трапезы с запеченной в нем серебряной или золотой монетой называется чесницею.
Поклонение чесноку, по всему вероятно, возникло за особые его «горящие» свойства и сильный, острый запах. Это было мифическое, чародейное зелье в полном смысле слова. Еще Геродот в своей «Истории» отмечал, что скифы алазаны, жившие между Бугом и Днепром, занимались земледелием и употребляли в пищу чеснок и лук.
Волшебный, заговоренный чеснок выращивали особым способом, посадив его в землю в сыром освященном яйце. Тогда он расцветал в самую полночь Купальскую.
Обладавший таким растением мог творить чудеса, общаться с нечистой силою и всякими чародеями, мог даже, как на коне, ездить верхом на ведьме, хотя бы и в другие страны.
Понятие о чесноке, таким образом, сливалось с понятием об очищении от всякого очарования и порчи.