Однажды отец свет-небо Сварог собрал всех богов и провозгласил:
— Приносят мне жалобы Святобор, бог лесов, и его жена Зевана, богиня охоты. Оказывается, с недавних лет, когда вольным вожаком стал рыжий волчище Чубарс, его подчиненные вышли из повиновения богам. Волки губят зверей безмерно и понапрасну, режут скот безоглядно, всем скопом стали кидаться на людей. Тем самым нарушается извечный закон равновесия диких сил. Не сумев справиться со смутьянами, Святобор и Зевана взывают ко мне, Сварогу. О боги и богини, напомните, кто из вас может преобрашаться в волка?
Тут вперед выступил Хоре — бог лунного света.
— О отец наш Сварог, — молвил Хоре, — я могу.обращаться в Белого Волка.
— Раз так, предуказую тебе еще до наступления полуночи навести божественный порядок среди волков. Прощай же!
...Рыжего волчищу Чубарса в окружении множества свирепых собратьев Хоре застал во время пиршества на поляне, залитой лунным светом. Волки пожирали убиенных животных.
Представ перед Чубарсом, Белый Волк сказал:
— От имени бога богов Сварога спрашиваю тебя, вожак: зачем губишь зверье понапрасну и безмерно? На какую потребу режешь скот безоглядно? Для каких надобностей нападаешь даже на людей?
— Затем, что мы, волки и волчицы, должны стать царями природы и установить повсеместно свои нравы, — прорычал Чубарс, разъедая жирный кусище оленины. — А всех, кто посмеет встать на нашем пути, мы будем грызть. Вечно грызть, грызть, грызть!
И тогда Белый Волк вновь преобразился в бога лунного света. Он сказал:
— Да будет так. Желание твое исполнится. Отныне ты будешь вечно грызть — но не живую плоть, а безжизненную Луну.
По мановению руки Хорса от Луны протянулась к земле узкая белая дорожка. Хоре легонечко ударил своим волшебным жезлом с восемью звездами рыжего волчищу Чубарса. Тот съежился, будто шелудивый пес, заскулил жалобно и ступил на лунную дорожку. Она стала укорачиваться, унося смутьяна в небесные выси.
Хорс тут же назначил волкам нового вожака — серого Путяту, и вскоре
извечный порядок в лесах восторжествовал.
Но с той поры светлыми ночами волки иногда воют на луну. Они видят на ней изгнанного с земли рыжего волчищу Чубарса, вечно грызущего лунные камни и вечно воющего от тоски. И сами отвечают ему унылым воем, тоскуя по тем временам, когда держали в страхе весь мир.
Хорс — божество света, родственное Дажь-богу. Например,
в «Слове о полку Игореве» о князе Всеславе сказано, что он ночью рыскал
волком, пробегая из Киева до Тмутаракани прежде Хорса, то есть восхода
Солнца.
Но если Дажьбог — воплощение солнечного сияния, то Хоре — владыка света белого, солнечного или лунного, независимого от источника, противостоящего хаосу, тьме, небытию. Хоре — это небесное око: всезнающее, всеве-даюшее, всеблагое.
Белый свет был независим от источника света, это то, что еще называлось словом «день». Дневной, белый свет — свойство бытия вообще, противоположность ночи, небытию, Хаосу, тьме и тому свету, где пребывают умершие. Разрушительные, вредоносные существа и стихии боятся света белого и дня, предпочитая действовать во тьме.
Считается, что имя Хоре — иранского, арийского происхождения и восходит к слову «хоро», «коро» — круг. Хоре — круглый источник белого света. От корня «хоро» произошли слова: хоровод, хоромы (храм) — первоначально это была круговая постройка для исполнения религиозных обрядов, а также: коловорот, коловращение, около, колобок и др.
Хорса изображали либо сверкающим белым конем, бегущим по небу, либо солнечным псом, спутником Белбога, подобно вещей птице Гд-моюн. Однако часто Хоре представал и в образе мудрого старца, окруженного белыми псами или волками.
Некоторые ученые полагают, что название древнего города Корсуня, или Херсонеса Таврического (нынешний Севастополь), восходит к культу Хорса. Это же касается названия Хорезма («солнечного города» по-персидски) на берегах Амударьи в Средней Азии.