Приехал один человек родню навестить. А жили они в глухой деревне далеко в стороне от проезжей дороги. Добрые люди подвезли его немного на повозке и указали: туда, мол, иди, да только постарайся мимо старой крепости до темноты проскочить, там-де пугает.
Ну, был этот парень не робкого десятка, любопытен не в меру, к тому же не чтил примет и не слушал старых людей. Оттого шел себе потихоньку, не спеша, по сторонам поглядывал, в озере искупался, ягод на опушке пособирал, подремать еще успел — и не заметил, как спустились сумерки.
И вот показались среди леса темные очертания старой крепости. Глядит парень — древность незапамятная. Даже и не понять, когда, в какие времена сложена из тесаного горного камня. Конечно, развалины по большей части, но вид внушительный.
Тихо кругом, и так вдруг жутко сделалось нашему парню! «Ах, я дурак! — думает. — Ну почему я не послушался, почему до темноты догулял! Мало ли какая нечисть тут может обитать, в этих развалинах! Хоть бы какого человека встретить...»
И только он так подумал, слышит — окликает его испуганный девичий голос:
— Добрый человек! А добрый человек?
— Кто здесь? — отозвался парень, малость приободрившись: уж больно нежный был голосок, больно испуганный.
— Это я, Златка... — ответила девушка, а вслед за тем прошумел ветер — и стихло все.
Сколько ни окликал парень Златку, никто не отозвался.
Снова стало ему страшно до жути, пустился бегом бежать мимо крепости, и в деревню, где родня жила, прибежал рке около полуночи, весь взмыленный, словно конь, на котором черти воду возили.
— Что ж ты так бежал? — спрашивает тетка. — И как невредим прошел мимо
старой крепости? Не встретился ли тебе таласым?
— Никакого таласыма я не видел, — ответил парень, храбрясь. — Подумаешь, таласым! Да я никаких таласымов не боюсь. Вот только окликала меня какая-то девушка по имени Златка, а потом, видать, испугалась неведомо чего и убежала.
У тетушки ноги так и подогнулись.
Поглядела она на племянника с ужасом и поведала ему, что в незапамятные времена, несколько веков назад, когда начали строить крепость, одна из башен непрестанно обваливалась, и тогда знающие люди повелели местному князю положить в основание жертву — первого же человека, который поутру встретится строителям. На свою беду красавица Златка вышла в тот день из дому рано поутру ни свет ни заря! С тех пор тело ее лежит в основании крепости, а дух-таласым блуждает по окрестностям и окликает путников. Башню же удалось отстроить, и крепость стала считаться у врагов неприступной.
Все это рассказала тетка племяннику — не открыла ему, непутевому, только одного: кто отозвался на отзыв таласыма — не заживется на этом свете...
В болгарской мифологии таласым — вечно живущий оборотень,
мужчина или женщина. Превращаясь в собаку, кошку, любое другое животное,
он нападает глухою ночью на людей и душит их. Если не дать ему отпора,
заболеешь или даже умрешь.
По народным поверьям, таласымом становится после смерти замурованный человек: в древности, когда возводили мосты, крепости, водяные и ветряные мельницы, случалось, клали в основание живых людей — на удачу, чтоб веками не разрушалось, в виде жертвы злым духам. Такой таласым денно и нощно стережет свое строение, а по ночам окликает путников. Беда, если зазеваешься и ответишь оборотню — тогда считай свои последние минуты или недели: ведь даже вырвавшись из лап чудовища, все равно хвораешь и отдашь богу душу.
Народная молва связывает таласымов и с зареченными кладами, зарытыми Змеем и разбойниками. Чтобы откопать такой клад, надо выполнить определенный зарок, назначенный хозяином: допустим, убить над кладом черного петуха (а то и человека), съесть сердце кукушки и т.д.
За точностью исполнения зарока и следит таласым, только он может отдать сокровище. Он же и нападает на случайных путников, обо-ротясь во что угодно. Мною людей погибло от зубов и когтей таласымов. Но находились и смельчаки не робкого десятка: вскочит им кабаниха или рысь на спину, а они хвать оборотня за уши — того и след простыл. А в руках у счастливчика либо ларец с золотом, либо котел с драгоценностями. Не зря сказано: смелость города берет.