Одна молодка пряла допоздна в ночь на среду, устала до смерти и легла спать, не перекрестясь. Перед сном сказала:
— Матушка Середа, помоги завтра встать пораньше и допрясть! Еще до свету, сквозь сон, слышит — ходит кто-то по избе. Видит — лучина горит, женщина какая печку растапливает, вот подошла к хозяйке:
— Вставай поскорее.
— Да ты кто такая?!
— Я та, кого ты позвала: Середа. Холсты я и допряла, и выткала, теперь белить будем, да воды у тебя нет. Сходи на речку, — сердито отвечает гостья.
Сунула молодке ведра, та побежала на речку, и такой страх ее взял, что постучалась она к соседке: так, мол, и так.
А та была баба мудрая:
— Неладно это! Середа тебя либо на холстах удавит, либо живьем сварит в той же самой воде, которую ты принесешь. Ты вот что сделай: вернись да с крыльца кричи: «На синем море серединские дети погорели!» Она выскочит, а ты вбеги в избу да двери покрепче запри. Мелом кресты нарисуй и погромче молитву твори, но Середу нипочем не впускай.
Молодка так и сделала, и как ни билась в двери Середа, не впускала ее. Тут петухи пропели, Середа завизжала и пропала.
А холсты у бабы остались.
Середа — дух дня недели среды, символизировавший также середину,
перелом жизни, своеобразное подведение итогов: «Неделя серединой крепка,
а век половиною». Принято было в среду поститься, не прясть, чтобы не
запорошить кострикою глаза мертвым родителям, соблюдать правила особенного
благочестия. Это способствовало излечению от болезней и ладу в доме.
Представляли Середу в образе немолодой женщины в кичке, покрытой полотенцем. Она является в ночь на среду помочь запозднившим-ся рукодельницам, но все это хитрость, чтобы их погубить.
В среду на средокрестной (четвертой) неделе Великого поста пекли кресты на перелом поста, причем запекали в них разные предметы: уголь, или монетку, или деревянный крестик и т. д. Кому что вынется — то и сбудется. Обязательно запекали хлебные зерна — кто их найдет, должен будет бросить при посеве первую горсть.
Так что страх перед Середой смешивался с почтением к этому дню. Например, считалось, что корова, купленная или родившаяся в среду, будет давать много молока.
В страстную среду обливались для здоровья снеговой водой.
Сходна с Середой и Пятница, которая тоже запрещала пряхам работать в свой день.