Когда бессмертные боги только что создали Землю и населили ее людьми, небо почти касалось земли: достаточно было подняться на цыпочки, чтобы к нему прикоснуться. Так богам было удобнее спускаться к людям, чтобы обучать их ремеслам, хлебопашеству, огородничеству, присматривать за ними, неразумными. Ведь люди поначалу ничего не умели — ни сеять, ни скот пасти, ни огонь добывать. А когда боги научили их всему, то окончательно переселились на небеса.
Но как-то раз женщина стирала на бугорке белье и вытерла мыльные руки о небо; другая вытерла их о месяц. Тогда боги поднатужились и немного приподняли небо. Через некоторое время один крестьянин пахал на волах землю, плуг за что-то зацепился, оглобля передним концом подскочила вверх и ударила по небу, да так, что покачнулся престол Сварога-Солнца. Пришлось богам опять приподнять небеса. А вскоре другой земледелец скосил траву, высушил, сложил в копны, а из копен решил сложить стог — да вилами-то небо и пропорол. Вот тогда-то боги окончательно разъединили землю и небеса.
Почитание кормилицы Матери Сырой Земли неотрывно от поклонения
Отцу Небу, который устроил свет и времена, выводит в путь солнце и звезды.
Светила — его глаза, а ветер, колеблющий воздух, — его дыхание; облака
и тучи — его волосы или одежды, а молнии — огненные стрелы. Летнее Небо
обнимает Землю в своих горячих объятиях, как супругу, рассыпает на нее
сокровища своих лучей и вод. Земля становится чреватою и несет плод;
не согретая весенним теплом, не напоенная дождями, она не в силах ничего
произвести. В зимнюю пору она каменеет от стужи и делается неплодною,
с приходом же весны Земля, по народному выражению, принимается за свой
род. «Не Земля родит, а Небо», — сказано в пословице, обозначая, что
без влияния благоприятных условий, посылаемых небом, земля бессильна
дать урожай. Этот союз вовеки нерасторжим.
Наши праотцы боготворили небо, полагая там вечное царство блаженства, ибо с неба падают солнечные лучи, блистают луна и звезды и проливается плодотворящий дождь. В большей части языков слова, означающие небо, являются в то же время и названиями бога. Доселе большая часть заговоров состоит из молитвенных обращений к небу: «Ты, Небо, слышишь! Ты, Небо, видишь!» Есть даже пословица: «Знает Бог с неба, что кому треба!» Во всех религиях небо — жилище божества, его престол, а земля — подножие. В наших мифах небо называется «божий дом», «дом всего мира».
Снизу небо, видимое очами смертного, представляется огромным блестящим куполом, обнимающим собою и воды, и сушу, круглой прозрачной чашей, опрокинутой над землею. Потому обыкновенно оно называется небесным сводом. По этому куполу шествует Солнце со звездами и Месяц. Над прозрачным твердым сводом голубеет водное небо, или «хляби небесные», а под сводом заключены «небеса». Представляется небо и неким чудным теремом: именно так народная эпическая поэзия изображает космос:
Чудо в тереме показалося:
На небе солнце — в тереме солнце,
На небе месяц — в тереме месяц,
На небе звезды — в тереме звезды,
На небе заря — в тереме заря
И вся красота поднебесная.
Поскольку небесный свод чудится округлой, выпуклой формы, народная фантазия уподобила его высокой блестящей горе. В одном заговоре читаем: «Еду на гору высокую, далекую, по облакам и водам, а на горе высокой стоит терем боярский, а во тереме боярском сидит красная девица Заря-Заряница». Эта высокая гора и есть небесный свод.
В славянских племенах сохранилось предание о том, что души умерших должны взбираться на какую-то крутую, неприступную гору. До сих пор староверы утверждают, что, обрезая ногти, не следует разбрасывать их, а нужно спрятать: на том свете они сгодятся, когда придется взлезать на крутую гору небес, гладкую и скользкую, словно стеклянная или ледяная. С помощью сбереженных ногтей это можно будет сделать лучше и скорее. По другим поверьям, чем лучше и добродетельнее была жизнь человека, тем легче душа его возносится на эту гору, и наоборот.
Кроме ногтей, помочь подняться на высокую гору небес могли и особые лестницы. В старинных документах описано, что вместе с умершим слагали в могилу «ременные плетения древо-лазные». В могилу и по сию пору кое-где кладут вылепленную из теста лесенку, думая, что по ней душа восходит на небесную гору. На праздник Вознесения некоторые суеверные люди такие лесенки тоже пекут, в них семь ступеней, по числу небес. Затем следует взойти с лесенкой на колокольню или другое высокое место и бросить ее вниз. Если при этом все семь ступеней останутся целы, душа попадет в рай, а разобьется лесенка вдребезги — это знак великих грехов, заграждающих путь в Царство Небесное.
Есть сказание о бедняке, который забрел однажды в зимнюю стужу на стеклянную гору, завидел неугасимый костер и пошел к нему погреться, а вокруг увидел четырнадцать великолепных мужей. Это были Небо, Солнце и двенадцать Месяцев.
Порою гору эту называют железной, что указывает на отуманенное, потускнелое небо, каким оно обыкновенно бывает в ненастную осень и зимнюю пору: в современной речи мы привыкли называть его свинцовым.
Существовало поверье, что небо и земля до сих пор где-то сходятся краями, так что женщины, стирающие там белье, вальки укладывают на край неба, а белье развешивают на рожках месяца.
Небо соединяется с землею далеко-далеко, на краю света, гласит другое предание. На небе обитают боги и души праведников. Жизнь там устроена подобно нашей, только опоясываются люди ремешками вокруг шеи. У нас на земле, которая находится посередине между миром надземным и подземным, люди и опоясываются посередине — вокруг пояса. А обитатели нижнего мира, подземного, опоясывают себе колени.