Жил-был царь. Поехал он однажды на борзом коне на войну, и долго его
дома не было. Вот ехал он обратно с победой, и начала его томить жажда.
Увидал большое озеро и решил из него напиться, только припал к воде,
его кто-то хвать за бороду — и тащит. А это был Морской царь, владыка
всех вод земных. Начал несчастный просить-молить, чтобы отпустил его
морской властелин, но он взамен потребовал себе того, чего царь у себя
дома не знает. Согласился царь, не ведая, что в его отсутствие жена
родила сына.
Прошло двадцать лет, настало время долг платить. Поплакали царь с царицею,
да делать нечего — простились с сыном навек. Пришел Иван-царевич на
берег морской, видит — летят двенадцать голубиц. Прилетели, ударились
оземь — стали девицами несказанной красоты и побежали в море купаться.
А перья их остались на берегу лежать — не отличишь от сорочек! Иван-царевич
взял да украл у одной сорочку.
Девицы воротились, одиннадцать обратились в голубиц и улетели, а двенадцатая,
самая красивая, сорочки найти не может. Иван кричит из-за кустов:
— Красавица, пойдешь за меня замрк, — отдам твои перышки, нет — сожгу!
Делать нечего, она согласилась. Тогда царевич вышел и сорочку отдал.
Очень он пришелся по сердцу красавице! Обменялись они обручальными кольцами,
девица сказала, что она дочь Морского царя, Василиса Премудрая, а с
Иваном в подводном царстве встретится, — и улетела вслед за сестрами.
Пришел Иван в подводное царство, а властелин-то гневается, что царевич
долго не приходил. Даже хотел его казнить, но царевич показал кольцо
Василисы: я-де твой зять, не можешь ты меня убить! — у Морского царя
и руки опустились.
Делать нечего, сыграли свадьбу.
— Ничего, — говорит Морской царь своим советникам, — рано или поздно
я все равно Ивана сожру, а дочку так образумлю, что забудет глупости.
Подслушала это Василиса Премудрая, и ночью они с царевичем тайком вышли
из дворца, сели на резвых коней и понеслись прочь из подводного царства
на святую Русь.
Морской царь проведал про это и ринулся в погоню.
— Слышу я людскую молвь и конский топ, — говорит Иван.
— Это погоня за нами!
Обратила Василиса Премудрая коней озером, царевича селезнем, а сама
сделалась уткой. Прискакал Морской царь, сразу догадался, кто эти селезень
с уткой, ударился о сыру землю и обратился орлом, чтобы их убить. Да
не тут-то было: только разлетится сверху, а утка и селезень вдруг в
воду нырнут. Орел опять разлетится, а они опять нырнут. Нипочем их не
возьмешь! Устал Морской царь, махнул крылом — и полетел в свое царство
несолоно хлебавши. А Иван-царевич с Василисой вышли на святую Русь и
жили в стольном граде долго и счастливо.
М. ЛОМОНОСОВ.
«ПЕТРИАДА»
В недосягаемой от смертных стороне,
Между высокими кремнистыми горами,
Что мы по зрению обыкли звать мелями,
Покрытый золотым песком простерся дол:
Столпы вокруг его огромные кристаллы,
По коим обвились прекрасные кораллы.
Главы их сложены из раковин витых,
Превосходящих цвет дуги меж туч густых,
Что кажет укротясь нам громовая буря;
Помост из аспида и чистого лазуря,
Палаты из одной изсечены горы;
Верхи под чешуей великих рыб бугры;
Уборы внутренни покров черепокожных
Бесчисленных зверей во глубине возможных,
Там трон — жемчугами усыпанный янтарь,
На нем сидит волнам седым подобный Царь.
В заливы, в океан десницу простирает,
Сапфирным скипетром водам повелевает.
Одежда царская — порфира и виссон,
Что сильные моря несут ему пред трон.
Морской царь — верховный владыка всех вод, омывающих
землю. Когда он веселится в своих пышных подводных чертогах, то разыгрывается
непогода, и бушующая стихия топит корабли. Дабы умилостивить царя, корабельщики
опускают за борт хлеб-соль, а случалось, и людей по жребию, как в былине
о Садко.
По древним славянским преданиям, все моря и океаны — это кровь Морского
царя, а реки — его дочери. Потому-то с ними и связаны во многих местах
Руси суеверные представления, являющиеся отголосками древнего обожествления
вод земных. Он властвует над всеми рыбами и животными, которые только
водятся в морях.
Иногда в наших сказках Морской царь является в виде лютого жеребца,
которого должен объездить сильномогучий богатырь. Иногда даже обращается
черной тучей, которая исторгает из себя множество воды и грозные молнии.
В первоначальном значении Морской царь был богом дождевых туч, которые
изверглись на землю и образовали на ней моря, куда и переместился владыка
вод. Образ первоначального творца и создателя мира — очевидно, Дыя (или
Дива) — со временем разделился на Пе-руна — повелителя гроз, бога ветров
Стрибога и Морского царя.