Когда по ночам между летом и зимой
Ты видишь, как в глуби лилового тумана
Зарницы ранние играют над землей,
Не верь, что это тень Перуна-великана!
Не верь! С небес тогда, в начальный час ночной,
Нисходит кроткая богиня нив, Мерцана,
К полям, где ширятся надежды дорогой
Хлеба зеленые, как волны океана.
Она летит, летит — и край воздушных риз,
Скользя чуть-чуть по ним, легонько клонит вниз,
Как будто с ласкою, колосья молодые;
И с той поры гроза те нивы обойдет,
И град их пощадит, не тронут черви злые,
И солнце яркое до жатвы не сожжет.
В своем замечательном труде «Славянская и российская мифология»
А. С. Кайсаров (1782—1813) писал о богине Мерцане: » «Под сим названием
славяне разумели зарю. Следовательно, ей можем придать те же приложения,
кои Гомер, списывая с природы, прилагает к своей заре; он ее называет
«рудо-желтою зарею», иногда «злато-багряною». Оная у него появляется
по два раза на день. Когда бог солнца выезжает на небо, Мерцана утром,
поднимая мрачный покров ночи своими розовыми перстами, показывает на
малое время свою злато-багряную одежду. Как же скоро Солнце въедет на
небо, Мерцана снова скрывается; а в другой раз, как скоро Солнце приблизится
к западным вратам своего дома, она, ему оные отворив и встретив, дожидается,
пока проедет, и до тех пор ее злато-багряная риза бывает видна, доколь
опять не опустит она завесы ночи.
Но славянская заря при отправлении сего служения Святовиду выходит иногда ночью резвиться над нивами, порхая над созревающими колосьями. И тогда зовут ее Зарницею. А как верили, да и теперь еще верят, что зарницы способствуют к большему обилию и скорейшему созреванию жатв, то она и почиталась покровительницею нив. А посему молили ее об урожае хлеба.
Признак ее, как богини жатвы, венок из колосьев; как заря — румяна и в злато-багряной одежде, которая состоит из обширнейшего покрова или фаты, у груди приколотой или простирающейся до земли. Сия богиня особенно сельскими жителями почиталась».