В стародавние времена Карачун, поссорившись с богами небесными, едва
не превратил всю землю в мертвое, заснеженное царство. Кое-как с ним
поладили и решили, что часть года на земле будут царить сам Карачун
и Зима, его верная подруга, а затем придет Весна и начнет вершиться
круговорот времен года. Однако когда пришло время дать дорогу Весне,
старуха Зима вдруг заупрямилась. УЖ очень не хотелось ей проваливаться
в подземное темное царство.
— Не уйду, — воскликнула она, злорадно гоняя по землю самые студеные,
самые свирепые метели из всех, что у нее оставались. — Не уйду, пока
меня не почествуют достойными проводами. Но только так, что и сама не
знаю как. Да еще хочу, чтобы в каждом доме светило по солнышку.
Боги призадумались. Зима просила невозможного! Жалко им стало людей:
если не ублаготворить разошедшуюся Зиму, она, чего доброго, начнет народ
морить холодом и голодом.
Вдруг светлая Лада радостно воскликнула:
— Я знаю, что надо сделать!
Она обернулась птичкой-синичкой и спустилась с небес на землю.
В назначенное время Зима отправилась на собственные проводы. И не поверила
своим глазам: в каждой избе, в каждом доме стоят на столах блюда, на
которых стопками лежит что-то круглое, вкусно пахнущее.
То были блины, печь которые научила людей Лада. И каждый блин светился
как солнышко! А люди веселились, плясали, пели песни, вволю пировали,
разъезжали в нарядных санях, строили снежные городки и разрушали их
— словом, чествовали Зиму вовсю! И называли ее щедрой, хлебосольной,
масляной, веселой, честной госпожой.
Старуха так удивилась, что без спора убралась с земли.
Пришла Весна, но с тех самых пор люди каждый год провожают Зиму, как
бы устраивают по ней щедрые поминки. В честь нового весеннего солнышка
пекут масляные блины.
Но зовется Масленица не только Блинной, но и Оладиной, потому что Лада
когда-то научила людей печь не только блины, но и оладьи.
Для наших предков Масленица воплощала плодородие
— и вместе с тем зиму и смерть.
Масленице во всю историю России был посвящен особый праздник, когда
«честную госпожу» встречают с величальными песнями. Имя Масленицы перенесено
на соломенное чучело, облаченное в женскую одежду, с масляным блином
или сковородкой в руках. С ним вместе веселятся, катаются с гор и на
тройках в течение масленичной недели, а затем сжигают на костре или
разрывают в клочки.
Похороны Масленицы сопровождаются карнавальными процессиями, ряженьем,
ритуальным весельем, призывами весны и упоминанием Масленицы в обрядовых
песнях-веснянках, где та называется обманщицей (в связи с Великим постом,
который в христианские времена наступал сразу после масленичных пир
шеств), объедалой, блиноедой: блин, говорят, не клин — брюхо не прорвет!
На Масленицу совершали обряды, олицетворяющие борьбу Весны с Зимой
и поражение злой старухи.
В субботу сырной недели строили на реках, прудах и в полях снежный
город с башнями и воротами — царство Зимы, которое должно пасть под
натиском Весны. Играющие вооружаются палками и метлами и разделяются
на две стороны: одна защищает город, а другая нападает на него; после
упорной схватки врывается в ворота и разрушает укрепления; воеводу,
взятого с боя городка, в старину купали в проруби.
Вечером в воскресенье (последний день Масленицы, называемый ее проводами)
поселяне выносили из своих дворов по снопу соломы и, сложив их на окраине
деревни, сжигали при радостных криках и песнях собравшегося народа:
это называлось сожжением Масленицы.
Был еще обычай сжигать в Прощеное воскресенье ледяную гору, для чего
собирают по дворам хворост, щепки, худые кадки, ненужное старье, складывают
все это на ледяной горе, а затем разводят костер — символ весеннего
солнца, яркие лучи коего растапливают снежные покровы зимы.
Таким образом, олицетворяя в празднестве древних богов, заправляющих
сменою годовых времен, народ встречу Весны назвал встречей Масленицы,
а изгнание Зимы — сожжением Масленицы и ее проводами. В самом деле,
ведь пробуждение природы от зимнего сна и возрождение к новой жизни
осуществляется одновременно.
В самые старые времена это был праздник богини Лады. В эту пору в честь
Лады старались весело свести между собой старых девок или холостяков,
ободряли нерешительных, а если это происходило по злой воле или скупости
родителей, к таким домам подносили зеленое от старости бревно, показывая,
что ум старческий замшел и мешает жить молодым.
Веснянки, которые заводили на прощанье с Масленицей, были славословиями
Лады, потому что именно она велела Весне явиться на землю.
Схожий с Масленицей персонаж других народов — карнавал.