Жил-был один мужик по имени Степан. И вот как-то раз жена пожаловалась
ему, что у коров стало пропадать молоко. Не иначе, завелась в селе ведьма
и отдаивает молочко, как это они, злодейки, частенько делают. И решил
мужик ведьму подкараулить.
Спрятался в коровнике под старой бороной и начал ждать.
А дело было как раз в канун Юрьева дня. Сидел, сидел наш Степаха, ждал-ждал
и начал уже клевать носом, как вдруг двери скрипнули и в коровник тихонько,
бочком-бочком втерлась большая черная свинья. Коровушки проснулись,
затревожились, а свинья ударилась об пол и обратилась женщиной. Мужик
чуть в голос не заорал, узнав молодайку, жившую на окраине села. Давненько
ходила о ней дурная слава. Выходит, не зря!
Молодайка между тем схватила доенку, уселась на малую скамеечку поближе
к бурен-ке и ну тягать ее за соски! Так увлеклась, что даже не заметила,
как Степаха выбрался из-под бороны, подкрался к воровке и со всего маха
огрел ее поперек спины тележной осью. Она рухнула наземь, а мужик, войдя
в раж, вдарил вдругорядь.
Эх, беда, не знал он, что бить ведьму можно лишь единожды! От второго
удара она мигом ожила, обрела прежние силы и так люто набросилась на
своего обидчика, что наш Степаха и ахнуть не успел, как ведьма вскочила
ему на плечи и щипками да пинками выгнала во двор. Здесь она сунула
ему под рубашку ворох какой-то пахучей травы. И чуть только трава прикоснулась
к его телу, как земля ушла из-под ног мркика. Конечно, ведь за пазухой
у него лежала чародейная трава тирлич, сок которой делает человека летучим!
Словно легкая пташка, взмыл Степаха в поднебесье, не чуя тяжести ведьмы,
которая сидела на его плечах, крепко вцепившись в волосы, да при этом
еще и подгоняла, и пришпоривала пятками, превесело выкликая:
— А ну, наддай! А ну, шибче!
Вниз мужик смотреть боялся — высота страшнейшая, голова кругом идет!
В небесах то и дело вспыхивали сухие зарницы. Была грозовая ночь, называемая
в народе воробьиная: в такую ночь, говорят, черт воробьев мерами меряет.
Ветер свистел, вышибал из глаз слезы, но постепенно Степан пригляделся
и увидел, что он не один в небесах. Длинной вереницею, перегоняя друг
друга, неслись куда-то молодые и старые бабы — иные из них были красавицы,
причем летели по небу в одних исподних рубахах или вовсе нагишом. Сидели
они верхом на метлах или в ступах, но большинство оседлало таких же
несчастных мужиков, как Степаха, и немилосердно гнало их вперед.
А впереди вдруг забелела в лунном сиянии высоченная гора, такая пустынная
и округлая, что весьма напоминала лысую человеческую голову. И тут наш
Степа понял, что это знаменитая Лысая гора, куда ведьмы и колдуны со
всей Руси слетаются на свой шабаш.
Ведьма щипками и колотушками принудила его опуститься на землю, и тут
Степаха уяснил, что угодил на бесовскую свадьбу. Молодой козлоногий
черт брал за себя хорошенькую ведьмочку. На троне, сложенном из костей
грешников-самоубийц, сидел сам Сатана и с удовольствием поглядывал на
невесту.
Свадьба была веселая и буйная — до того буйная, что Степаха в конце
концов накрепко зажмурился, чтоб не видеть чинимого вокруг непотребства.
Он не раз хотел осенить себя крестным знамением, чтоб разогнать злые
чары, да вот беда — руки его не слушались.
Миновала полночь, где-то далеко-далеко прокричали первые петухи, и
веселье сразу пошло на убыль.
К Степахе подбежала его знакомая ведьма, быстренько вскочила ему на
плечи и со страшной скоростью погнала обратно, тем же воздушным путем,
каким они летели, и ведьма сердито кричала:
— Поскорее, ты, кляча!
«Ладно, ладно! — думал измученный Степаха, едва дыша от ведьминых тычков
под ребра. — Мне бы только до дому добраться, а там соберу народ да
потянем тебя на божий суд! Попомнишь клячу!»
Тут злодейка приказала ему опускаться. И лишь только Степахины ноги
коснулись земли, как ведьма выкрикнула ему в ухо чародейное заклинание
— и несчастный мужик рухнул замертво.
Нашел его поутру пастух у околицы. Насилу привел в чувство! И ни тогда,
ни потом Степаха никак не мог объяснить, почему он валяется на сырой
земле весь избитый. И драка с ведьмой, и ночной полет, и бесовская свадьба
на Лысой горе начисто исчезли из его памяти!
Согласно древним преданиям, все ведьмы и колдуны
очень любят повеселиться, собравшись вместе. Излюбленные места их сборищ
— перекрестки дорог, некоторые деревья (дуб, груша, сосна, береза),
где они веселятся, танцуют или дерутся меж собой. По самым большим праздникам:
на Коляду или Рождество (25 декабря/7 января), на Благовещенье (25 марта/7
апреля), на Пасху, накануне Юрьева дня (23 апреля /6 мая), на Троицу
или в ночь на Ивана Купалу (24 июня/ 7 июля) ведьмы норовят непременно
прилететь на Лысую гору, чтобы учинить там свой шабаш. Здесь они также
справляют Масленицу, и происходит это в первую неделю Великого поста
или накануне Христова Воскресенья.
Лысых гор по всей земле множество, и если какую-нибудь из них облюбует
нечисть, человеку там не жить. Так, некоторые селения с такими названиями
частенько кувыркались кубарем или даже проваливались сквозь землю. Тут
и молитвы праведных не всегда помогали.
Главная Лысая гора находится близ Киева, и там живет наипервейшая ведьма.
В старину это место даже нарочно охраняли, однако мимо солдат, стоявших
лагерем в двух верстах от Киева, ведьмы умудрялись проходить каждую
ночь. Мимо первой линии караула они пробегали в виде кошек, мимо второй
— в образе собак, а мимо третьей — обернувшись черными свиньями. И их
никто не догадался задержать! Но чаще всего на свой шабаш ведьмы не
приходят по земле, а прилетают по воздуху: в своих волшебных ступах
или верхом на несчастных людях, попавшихся им во власть. Также они норовили
украсть из плохо запертой конюшни какого-нибудь конька, поэтому крестьяне
в эту пору особенно берегли лошадей, чтобы ведъмы или другие нечистики
не загнали их в стремительном полете насмерть.
Полеты на Лысую гору обычно совершаются в темные, грозовые, бурные
ночи, которые называются «воробьиными».
Надо сказать, что древние сказания Западной Европы тоже повествуют
о полетах ведьм и колдунов на шабаш. Вершится он обыкновенно в ночь
на 1 мая — в так называемую Вальпургиеву ночь (по имени святой Вальпургии,
которую чествуют как раз в это время).
Рассказывают, что накануне Вальпургиевой ночи ведьма мажется жиром
крота и вылетает через дымоход, приговаривая: — Выезжаю, выезжаю, ни
за что не задеваю!
Европейская ведьма летает на гору Броккен верхом на метле, лопате,
кочерге, косе, вилах, в ступе, на плуге, палке, даже на лошадином черепе
или на сорок.
Ну а развлечения у ведьм из разных стран совершенно одинаковые. И на
Лысой горе, и на горе Броккен ведьмы играют бесовские свадьбы, пляшут
и распутничают вместе с чертями, поклоняются козлу — олицетворению Сатаны,
режут черного петуха и пьют его кровь, пируют и злоумышляют против добрых
людей, насылая на них всяческую порчу.