Уродился Коляда
Накануне Рождества.
За горою за крутою
Да за речкою быстрою
Стоят леса дремучие,
Во тех лесах огни горят,
Огни горят палюшие,
Вокруг огней люди стоят,
Люди стоят — колядуют:
— Ой, Коляда, Коляда,
Ты бываешь, Коляда,
Накануне Рождества!
Пришел Коляда
В канун Рождества.
Дайте коровку,
Маслену головку!
А дай бог тому,
Кто в этом дому,
Ему рожь густа,
Рожь уживиста;
Ему с колоса осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна — пирог.
Наделил бы вас бог
И житьем, и бытьем;
И богатством,
И создай вам, бог,
Еще лучше того!
Виноградье красно по чему спознать?
По чему — дом Устина Малафеевича?
У его вот у двора все шелкова трава,
У его-то у двора все серебряный тын;
Ворота у него дубовые;
Подворотенки рыбья зубья.
На дворе у него да три терема:
В первом терему да светел месяц;
Во втором терему красно солнышко;
В третьем терему часты звезды.
Что светел месяц, то устинов дом;
Что красно солнце, то Улита его;
Что часты звезды, малы детушки.
Да дай боже Устину Малафеевичу
С борзых коней сыновей женить;
Дай боже Улите Хавроньевне
С высока терема дочерей выдавать.
Подари, сударь, колядовшиков;
Наша Коляда ни рубль, ни полтина,
Наша Коляда всего пол-алтына.
Всем известно, что «колядовать» — петь праздничные песни,
получая за это угощение и подарки, принято на Рождество. И как-то принято
считать, что колядки связаны с Новым годом. Однако обычай этот куда
более древний, чем кажется. Еще в ту пору, когда Новый год славяне отмечали
1/14 сентября или 1/14 марта, они в декабре праздновали Рождество Сварожичй
Коляды — рождение юного бога света и тепла. Происходило это на нынешний
день Спиридона-солноворота (24 декабря/6 января), когда начинает, пусть
на воробьиный скок, удлиняться день. В это же время чествовали щедрую
богиню Ладу; не отсюда ли другое название колядок — «щедровки»?
Знаком Коляды было колесо с семью раскрашенными в яркие цвета спицами — знак солнца, а в центре колеса должен был гореть огонь — пук соломы, свеча или факел. Призывая Коляду как можно скорее прислать на землю тепло, снег посыпали цветными лоскутьями, втыкали в сугробы сухие цветы, заботливо сберегаемые с лета. В печах в этот день гасили на некоторое время все очаги и разводили в них новый огонь, называвшийся Колядин огонь.
Поскольку Коляда был сыном бога Сбарога, обычным воплощением которого в домах считался большой сноп, то и Коляду изображал снопик или соломенная кукла, сделанная на Рождество.
Коляду почитали также как бога мира, веря, что он содействует жизни между народами в полном согласии. Чсрнобог наущал их между собою ссориться, и от этого невинно лилась человеческая кровь. Потому чествовали Коляду не только в привычный ему день 24 декабря/6 января, но и всякий раз, когда устанавливался мир после войн с враждебными племенами.
Имя Коляды и по сей день постоянно звучит в колядках, которые содержат старинные магические заклятья: пожелания благополучия дома и семье, требование подарков от хозяев — иначе скупым предрекалось разорение. Иногда сами подарки: печенье, каравай — назывались Колядой. Сопровождалось все это ряженьем в коня, козу, корову, медведя и других животных, воплощавших плодородие.