В одной семье семье была дочка-девица. Вот однажды зазвали хозяева к себе швецов для починки и шитья платья; работали они несколько дней.
В один из вечеров швецы начали над девушкой подшучивать и называли ее трусихой. И между прочим сказали, что ей не сходить ночью на колокольню. Она заспорила, что может сходить и даже позвонить, они начали ее еще больше подзадоривать, — она с досады оделась и ушла, потому что была глуповата и задириста.
Было около половины ночи. Приходит сначала на кладбище, а потом приближается к колокольне, входит на первую лестницу и видит: кто-то там сидит в колокольне — луна отсвечивала. Она думает: либо это ман, призрак, а то и покойник. И говорит:
— Пусти меня на колокольню!
Ман отвечает:
— Не пущу!
Она ему с угрозою:
— Я с тебя сорву красный колпак!
Сдернула с него и побежала домой. Приходит в свою избу и с насмешкою обращается к швецам:
— Нате поглядите, я была на колокольне и сорвала с кого-то красный колпак. Швецы переглянулись между собой и сказали:
— Ай да девка, молодец!
Вдруг под окном раздается голос:
— Отдай мой красный колпак! Отдай мой красный колпак!
Швецы и хозяин стремглав бросились кто на печку, кто на полати и там притаились и шепчут оттуда:
— Поди отдай, дура, колпак.
Голос за окном опять повторяет:
— Отдай мой красный колпак!
Девушка решилась, вышла а сени, потом на крыльцо и протянула руку с колпаком. Ман схватил ее за руку, она сильно вскрикнула и замолкла. Ночью ни отец, ни швецы не смели выйти, а утром нашли ее мертвою около дома.
Колокольный ман — это нечистый дух, вселившийся в тело мертвого
колдуна, из тех, кого не принимает земля после смерти. Если в полночь
забраться на колокольню, можно увидеть его сидящим в углу, в белом колпаке.
Сорвешь с него колпак — будешь маяться всю жизнь: каждую ночь колокольный
мертвец будет ходить под окнами, прося надеть колпак, а станешь надевать
— тут и придушит злой колдун. Колокольным мужиком называется также привидение,
боящееся колокольного звона и падающее вниз во время первых трех ударов
набата, — поэтому многие осеняют себя крестным знамением только при
четвертом ударе.
Вообще колокольни считали местами страшноватыми, особенно ночью, а сами удары колокола наделялись волшебной силой. Не зря же колокольным звоном разгоняли градовые тучи, а больного или испорченного человека ставили под колокольный звон в надежде, что обуявший его нечистый дух не выдержит и убежит. Ночью церкви, часовни, колокольни служили прибежищем упырей, живых мертвецов и чертей, исчезающих с первым криком петуха. В некоторых местах, к примеру, было принято креститься только при третьем ударе колокола, потому что на звоннице якобы находится черт, который сидит и крепится, но при третьем ударе падает на землю.