В различных ритуалах восточных славян это обрядовый круглый
хлеб с украшениями — ив то же время мифологическое существо, символ
плодородия. Приготовление каравая было связано со множеством торжественных
действий, обрядов, длившихся несколько дней при участии особенных жрецов
(даже и в XVI—XVII вв. были специальные придворные — «каравайчата»);
использовались архаические орудия, в частности, обрядовые жернова для
приготовления муки. По словам старинной песни, «сам бог каравай месит»:
люди просят бога спуститься с неба, чтобы помочь им месить тесто и печь.
Связь каравая с богом отражается в его украинских названиях: дивень,
дивний каравай.
В свадебных обрядах каравай, разломленный на две половинки, воплощал жениха
и невесту. Принадлежал он также светилам, в белорусской обрядовой поэзии
отождествлялся с солнцем и месяцем. Согласно сказаниям, каравай, вернувшийся
с неба, видел там месяц с зарей и звезды. Настоящий обрядовый каравай
украшался исконными символами: изображением мирового древа и фигурками
птиц и животных.