Было время, когда злой бог подземного царства и вечной стужи Карачун поссорился с богами, был свергнут ими с небес и едва не заморозил полмира. Люди и звери замерзали на ходу, птицы падали наземь, будто ледышки. Мало было Карачуну власти над Землей — пожелал он воцариться и в небесном царстве. Сотворил изо льда и снега могучего богатыря — демона Зимы — вдохнул в него вместо души клуб морозного воздуха и отправил биться с богами.
Этот демон обладал страшной силой и хитростью! Сначала он напустил злые чары на Сварога — солнце, и тот крепко заснул. Потом Зима распугал стада небесного пастуха Белеса. Напрасно тот звал на помощь своих помощников — медведей: они спали крепким сном в своих берлогах под завывания Зимы!
Встревожились боги и стали собираться на битву. И тогда вперед вышел громоносный Перун.
— Я вызываю демона Зимы на смертный поединок, — объявил он. — Пока мы будем сражаться, вы попытайтесь пробудить Сварога от колдовского сна. Без солнечных лучей нам нипочем не одолеть злодейское порождение Карачуна.
И начался страшный поединок. Что творилось! Молниеносное копье Перуна разбивало вдребезги ледяной щит и палицу Зимы, но коварный демон выпускал из груди клубы морозного воздуха, и его оружие вновь обретало силу. Чудилось, бой длился целую вечность, и никак не могли богатыри одолеть друг друга, потому что зло бывает неутомимо в своей разрушительной, страшной силе.
И тут наконец богам удалось разбудить Сварога. Ему поведали о поединке. Боги думали, что Солнце немедленно испепелит жестокого демона своими лучами, однако Сварог задумался. Он был могуч и суров, но справедлив. Ведь боги сами сбросили Карачуна на землю, оттого он и возмечтал о мести. И тогда Сварог своей волей прекратил поединок и рассудил, что отныне Карачун и Зима будут царствовать над миром в определенное время года, которое так и назовется зимой. А потом на смену ей придет весна.
— Это несправедливо, — угрюмо сказал Перун. — Еще немного — и я победил бы этого страшного богатыря, сбросил бы его с небес на землю, а ты не дал мне насладиться победой. Что скажут боги? Что подумают люди? Разве я малое дитя, за которое должен заступаться отец, чтобы ему не набили синяков да шишек? Позволь мне завершить бой!
— Ты будешь сражаться с демоном Зимы каждый год, — согласился Сварог. — Твоя победа и станет знамением победы весны.
Так и повелось с той поры. И когда мы слышим первый весенний гром, это значит, что Перун нанес демону Зимы завершающий, самый страшный удар, и уже никакая сила не заставит стужу воротиться на землю до срока.
В олицетворении Зимы страшным демоном сохранились древнейшие,
баснословные представления славян о смене времен года. Тогда внезапное
мировое похолодание застигло людей врасплох и коренным образом изменило
не только климат на планете, но и картину миросозерцания. С течением
столетий люди сжились с круговоротом зимы, весны, лета и осени, перестали
пугаться зимы и даже попытались примириться с нею. Зиму начали гораздо
чаще воображать в образе жестокой красавицы, одетой в белоснежную душегрейку.
В ноябре она проезжает по горам и долам на пегой кобыле. Зима дышит
на все встречное таким леденящим дыханием, что даже нечисть, о которой
добрые люди боятся вспоминать на ночь (а если кто и обмолвится ненароком,
тот тут же оговаривает свою ошибку словами: «Не к ночи будь помянут!»
), даже все духи тьмы торопятся укрыться подобру-поздорову куда-нибудь
подальше да поглубже от краснощекой, белолицей красавицы, замораживающей
своими поцелуями кровь в жилах.
Слуги Зимы — метели, вьюги, поземки-по-ползухи. Длинной свитою тянутся они по следу госпожи, просят у нее заделья, и уж когда дает им Зима работу, крутятся над землею снежные вихри, метут метели, бушуют бураны. Зима старается, чтобы все вокруг было белым-бело, снежным-снежно!
В самом начале своем несет Зима всем людям веселые, светлые праздники: Рождество, Новый год, Крещенье.
С образом Зимы в русском фольклоре связана история девочки Снегурочки, вылепленной из снега и любившей только дождь да град, которому она радуется, «будто меньшому брату». Повели ее подружки в лес по ягоды, по грибы, а там затеяли прыгать через большой и жаркий костер. Не решилась отстать от подруг Снегурочка, прыгнула — и растаяла, как тает снег под солнцем: «Только эхо в лесу откликнулось!» Вся эта сказка — точно эхо наших летних, немного грустных воспоминаний о минувшей зиме и всех радостях, которые она нам так щедро приносила. Именно поэтому, в отличие от злого Морозки и смешной Масленицы, сказки всегда рисуют Снегурочку печальной белолицей красавицей, полной неизъяснимой, прохладной прелести. Это Зима в ее лучшую, любимую народом пору.
Помощник Зимы, божок снега и мороза, зовется Зюзей. Это старик небольшого роста, с волосами белыми, точно снег, с длинной седой бородой. В руках он носил железную булаву, которой стучал по дорогам, сковывая их морозными оковами, расковать которые может только зима. Большую часть времени он бродит по лесу, но порою заходит в деревни, предвещая жестокую стужу.
Чтобы умилостивить стужу, накануне праздника Коляды (25 декабря/7 января, современное Рождество) откладывали несколько ложек праздничной кутьи в особую миску и оставляли ее на ночь на столе, чтобы Зюзя пришел поесть и не вредил бы своими морозами людям и животным. Позднее Зюзя стал зваться Морозом-трескуном.
Идет время, Зима стареет, и тогда жди от нее пакостей вроде Коровьей Смерти, которая в феврале особенно старается проникнуть в деревни. Да и лихоманки-лихорадки, злобные сестры, особенно свирепствуют зимою... И к марту месяцу, накануне прихода Весны — Красной девицы, Зима в народном представлении обращается в уродливую старуху, зловредную мачеху, которую мы мечтаем как можно скорее спровадить туда, откуда она пришла: за горы — за моря, в снеговые, ледяные хоромы, чтобы насладилась теплом уснувшая земля, пробудилась и расцвела. Тогда наступает праздник Масленицы, когда старуху Зиму с облегчением гонят со всех дворов. А в память о древнем поединке Перуна с демоном Зимы люди строят снежные крепости с башнями и воротами — и разрушают их с громкими победными криками. Некоторые славянские племена олицетворяли студеную пору года в образе Зимника и верили: если зимою заходит из лесу в деревню старик небольшого роста, с белыми что снег волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головою, босой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках, — жди жестокой стужи, которую предвещает появление Зимника.