В одном деревне люди часто пропадали. Вот как-то умер там один старик, стали сыновья готовить его к погребенью. И случайно остановился в этом доме странник. Как поглядел он на покойника, отшатнулся и возопил:
— Еретник! Еретник! Да в нем же плоти ни кусочка не осталось, все черти сожрали, кроме кожи. А внутрь залез нечистый и лег под видом мертвеца!
- Сыновья, понятное дело, возмутились, уж хотели было поколотить странника, а тот говорит:
— Жизнью клянусь — еретник! У вас в деревне, случалось, люди не пропадали? Братья только руками развели — решили поступить так, как странник присоветовал. Вскипятили два чугуна воды и облили мертвое тело. И выскочил вдруг черт из покойника и кинулся вон из избы, но угодил не в дверь, а простенок вышиб.
Поблагодарили братья странника, а что от отца осталось, похоронили у себя на задворках. На прощанье гость сказал:
— Нет его вины, что стал еретником. Это черти его подстерегли на смертном одре. Всех же страшней живые еретники — оборотни. Те принимают обличье человечье и живут среди людей. Они-то и загрызают живых.
— Коли нету вины отцовой, отчего же людишки у нас пропадали? — спросил старший брат.
— Стало быть, есть среди ваших деревенских ерестун-оборотень.
— А как его спровадить из деревни?
— Взять плетку от молодого жеребца и хлестануть ерестуна наотмашь — из него и дух вон. А чтоб не ожил в гробу, вбить ему осиновый кол промеж плеч.
— За колом дело не станет, — сказал младший сын. — Но как распознать оборотня?
— В том я вам помогу, — ответствовал странник и вынул из мешочка какой-то засушенный корешок. Поднес его к свечке и, глядя на черный едкий дымок, начал читать заговор:
— В гробу еретник распластался,
Язык его в темя вытягался.
Божьи тучи мимо проходят,
На еретника за семь поприщ дождя не изводят.
Беру я, раб божий, от дупла осинова ветвь сучнистую,
Обтешу орясину остистую,
Воткну еретнику в чрево поганое,
В его сердце окаянное,
Схороню в болоте смердящем,
Чтоб его ноги поганые были не ходящие,
Скверные его уста не говорящие,
Засухи не наводящие.
И вызнал-таки странник ерестуна — им не кто-нибудь, а сын старосты оказался. Вот была морока, пока его на чистую воду вывели!
Еретник (ерестун, клохтун, хлоптун) — это или злой дух,
завладевающий телом мертвеца, или живой колдун, заключивший договор
с нечистой силой. Распознать еретников помогает трава адамова голова.
Растет она близ воды, расцветает желтыми кувшинчиками. Срывают ее на
утренней заре под праздник Ивана Купа-лы, протягивают сквозь золотую
либо серебряную цепочку. Из стеблей делают отвар и пьют, чтобы зачураться
от еретника, а корень высушивают и носят при себе. Он-то и позволяет
даже на расстоянии распознать ерестуна, а также водяного или воздушного
демона, — разумеется, при чтении особого заговора.
Еретники обладают длинными, острыми зубами, которыми и стальные замки перегрызут, если приспеет охота добраться до какого-то человека. Если погонится за кем-то, уйти от него чрезвычайно трудно, почти невозможно, ибо бегает еретник невероятно быстро, частенько даже лошадь обгоняет. Самое страшное при этом, что он бежит, не разнимая рук, сложенных при погребении крестом на груди.
Особенно опасны еретники ночью, до пения петухов, однако если не смотреть на него, еретник может пройти мимо, не заметив человека. Главное — не встречаться с ним взглядом!
Иногда еретники сами сознают свою опасность для окружающих и перед смертью предупреждают домашних, чтобы остерегались могущих быть страшных чудес: например, их ночного воскрешения. Всех таких сомнительных покойников оставляли на несколько дней в церкви без погребения.
Почему же еретники «ходят по смерти»? Одних земля не принимает, другие не гниют в земле до времени, третьи бродят, покуда их тела не пожрут черви. Такое случается, если колдун заключил договор с чертом на определенное время, а умер, по определению судьбы, раньше урочного часа. Вот он и бродит, доживая свой срок на свете уже посмертно.