— Когда ездишь ты на гору Сорочинскую, топтать молодых змеенышей, выручать полонов русских, не купайся, Добрыня, во Пучай-реке. Пучай-река студеная, а середняя струйка как огонь течет.
Не послушал Добрыня матушку, искупался во Пучай-реке. Вдруг подул ветер, нанесло тучу, но не ветер, не туча это — налетел Змей Горыныч о двенадцати головах и двенадцати хоботах. Хочет он Добрыню огнем спалить, а у того ни оружия, ни коня — все на берегу осталось. Изловчился Добрыня, схватил свою шапку, полную земли греческой, как встарь называли порох, да так ударил Змея, что отшиб ему одиннадцать голов и одиннадцать хоботов. Упал Змей на сыру землю, хочет Добрыня его смерти предать, а тот взмолился:
— Давай с тобой положим заповедь великую, дадим друг другу зарок: тебе не топтать младых змеенышей, а мне не летать на святую Русь, не брать русских полонов.
Положили они заповедь великую, но недолго следовал Змей клятве: пролетая над Киевом, схватил Князеву пленницу, молодую Забаву Путятичну, — и унес в свою нору глубокую.
Владимир Красное Солнышко отправил сильномогучих богатырей выручать Забаву из полона. Двинулся в путь и Добрыня Никитич.
Приехал он на гору Сорочинскую, потоптал всех молодых змеенышей. Вышел Змей Горыныч из своей норы и начал ему пенять на то: дескать, брал Добрыня на себя зарок.
— Ах ты, проклятый Змей! — отвечал ему Добрыня. — Черт ли нес тебя через Киев-град? Отдай Князеву племянницу подобру-поздорову, не то не сносить тебе последней головы.
Начал Горыныч бой-драку великую, длился тот бой три дня и три ночи, но убил-таки Добрыня Змея Горыныча.
Спустился он в глубокую нору, нашел Забаву Путятичну. Кроме нее, там много сидело царей и царевичей, королей и королевичей, а простого народу и сметы нет.
— Всем вам, господа, воля вольная, — сказал Добрыня, а сам повез Забаву Путятичну ко граду ко Киеву, к ласкову князю Владимиру.
Добрыня Никитич — богатырь-змееборец русских былин. Второй
по значению после Ильи Муромца. Именно он примиряет двух поссорившихся
и разошедшихся богатырей. Былины подчеркивают крестьянскую основательность
Ильи и поповскую хитроватость Алеши Поповича, Добрыня же — истинный
воин, честный и прямолинейный, простирающий свое благородство до того,
что даже поверил однажды Змею Горынычу и обменялся с ним «зароками».
Он обладает изысканными уменьями: поет и играет на гуслях, искусно играет
в шахматы, стреляет лучше всех. Добрыня ближе остальных к князю Владимиру
и частенько выполняет его поручения, вплоть до того, что сватает для
князя невесту. В былинах частенько упоминается его мать Амелфа Тимофеевна,
благодаря которой Добрыня научился «вежеству» и «хитрой грамоте». Эта
вещая женщина частенько предупреждает сына о грядущих бедах.
Чаще всего прославляются в былинах победы Добрыни над Змеем Горынычем — лютым ворогом народа православного, злым похитчиком красных девушек, лукавым обольстителем жен. Однако в былине «Три года Добрынюшка стольничал» ведется сказ про полюбившуюся богатырю Марину Игнатьевну, знавшуюся с Горынычем. Обольстила еретица Марина сердце богатырское, да не пришлось им со Змеем посмеяться над Добрынюшкой: едва ноги унесло от Никитича чудище лютое, а коварной Марине пришлось поплатиться жизнью за свое лиходейство. Известны также былины о женитьбе Добрыни на Настасье Микулишне, которая не дождалась мужа и вышла за Алешу Поповича, сообщившего ей о смерти Добрыни. Как видим, лукавый Алеша не постеснялся обмануть ближайшего друга. Спасает его от гнева Добрыни лишь своевременное напоминание о том, что они «крестовые братья», то есть побратимы. Таким образом, доблестная троица остается неразрывной на «заставе богатырской».
Былинный богатырь обычно сопоставляется с дядей князя Владимира Святославича. Добрыня — брат его матери Малуши, которая была ключницей княгини Ольги. Добрыня был очень близок князю Святославу и в 970 году закрепил за своим племянником Владимиром Новгород. Именно он считался первым почитателем Перуна, устраивал в Киеве его знаменитое капище, где стояли также идолы Стри-бога, Дажьбога, Хорса, Симаргла и Мокоши. При этом он весьма активно ниспровергал языческие святилища и участвовал в Крещении Руси, о чем гласит старинная пословица: «Пу-тята крестил мечом, а Добрыня огнем».