У одного пасечника жена умерла совсем молодой, оставила троих деток мал мала меньше. Сильно он по ней тосковал-горевал, на других молодок даже не смотрел.
Как-то летом шел он гороховым полем, глядь — спит на траве златокудрая красавица, а обута не в лапти — в красные сапожки. Проснулась, поднялась с травы, улыбается. Спрашивает мужик, чья она и откуда, а та все молчит, только улыбка с лица не сходит.
Что за диво? «Никак, немая», — подумал мужик и повел красавицу в свой дом. Накормил, напоил, медком угостил, но как ни пытался с ней разговаривать — ни словечка в ответ. Вроде бы все слышит, понимает, а немотствует.
И вот стали они жить как муж с женою, только не венчанные. Мужик ее Дивкою называть стал, она вроде бы не против такого имени, все улыбается. И дети пасечника ее приняли как родную.
Только вдруг начали в деревне одолевать детишек хворобы. И пасечниковы малыши тоже захирели, бледные ходят, будто кто порчу навел. Пришла как-то проведать его сестра из соседнего села, а он ей поведал свою печаль. Та и говорит:
— Ты по ночам за Дивкою своей приглядывай. Всяко может дело обернуться.
— Да как я пригляжу, когда сплю как убитый? — отвечает мужик.
— И с каких же пор, как убитый, спишь? — насторожилась сестра.
— Как Дивку нашел на гороховом поле.
— На гороховом, говоришь?.. Тем паче приглядывай. Сдается, дело нечистое!
Начал пасечник кумекать, как подстеречь Диву ночью: спал-то он с вечера до рассвета беспросыпно. И надумал! Сказал, будто уходит на ночную рыбалку, а сам затаился на сеновале.
Ближе к полуночи вышла его ненаглядная из избы, присела на крылечко, сапожки красные надела. Потом забралась по лесенке на крышу, слегка подпрыгнула, взмахнула руками — да и полетела над землею неведомо куда.
Пасечник в избу. Осмотрел деток своих при свете лучины, да так и обмер — у каждого на шее еле заметная ранка с запекшейся кровушкой. Тут-то смекнул он наконец, что приютил к себе не кого-нибудь, а летавицу, дикую бабу!
Дождался, когда Дивка вернулась после третьих петухов, про рыбалку ночную поведал. А когда вышла летавица в сарай, скотину кормить, схватил мужик ее красные сапожки, поджег копенку сена в огороде на задах да и бросил сапожки в огонь.
Горят они, скачут как живые, извиваются, а из пламени всякие гады ползут: змеюги, мокрицы, сороконожки да жабиши бородавчатые скачут.
Глядь — она опять на крыше стоит. Подпрыгнула, взмахнула руками — и сорвалась вниз, рухнула наземь замертво.
Бросился к ней пасечник, а на том месте только кровавое пятно — ничего более.
Но с той поры дети в деревне хворать перестали.
А. РЕМИЗОВ. ИЗ ЦИКЛА «К МОРЮ-ОКЕАНУ»
Пришла она, взяла мою волю, мои печальные дни: пристала ко мне Летавица. Слышали вы о Летавице? Красота ее краше всех, лицо ее девичье, вольные волосы золотые до самой земли. Всякую ночь приходит она: или ложится в ногах, или станет и смотрит всю ночь и, лишь ветер подует под утро, исчезнет. Слышали вы о Летавице? Я оставил мой дом, бросил все и пошел. И как лист в непогоду, скитаюсь по белому свету — только б ее из сердца прочь! Шатается тень моя, спотыкаются ноги, а дума о ней не проходит... Как трава, сохну и вяну. Не по силам мне мука. Она всюду за мной по пятам: встанет и смотрит всю ночь...
Дикая баба, или летавица, — помощница ведьм и колдунов.
Ее подсылают к людям, чтобы делать им разные пакости. Роженицам, молодым
матерям она подменивает детей собственными ведьминками, которые не живут
дольше семи лет и очень злы и глупы. Дикие бабы сосут кровь у маленьких
детей, отчего те бледнеют и хиреют.
Дикая баба-летун является во сне или наяву молодым мужчинам златокудрою красавицею. Очаровывает она и женатых, так что они уходят от своих жен, и, пока летавица сама не оставит мужчину, никакая сила не вернет его жене. Летает с помощью сапог-скороходов, если же их снять, теряет сверхъестественную силу, послушно идет за человеком, укравшим ее сапоги, и верно ему служит. Застать дикую бабу можно в поле или в огороде, где растет горох, до которого она большая охотница.
В Малороссии существует поверье, что лета-вицы — это духи, которые слетают на землю падучей звездою и принимают на себя человечий образ — мужской или женский, но всегда новый, прекрасный, с длинными желтыми волосами. Они сродни бродячим мертвецам и жить не могут без человечьей крови. »--я«Р В Карпатах верят, что дикие бабы (дивьи жены) живут в пещерах, ночью бегают среди гор или по полям и лесам, а завидев случайного путника, набрасываются на него всей гурьбой и могут защекотать до смерти, словно русалки в Троицыну неделю. Их воображают высокими, бледнолицыми, с длинными волосами. Из всей одежды на них лишь опояска из травы. Дивьи жены боятся цветов, особенно колокольчика: ведь, по древнему поверью, звон его — слабое подражание звуку Перунова грома, которого боятся все демонические существа. Дивьи жены — недобрые божества, очень не любят своих земных сестер — женщин. Подменивают некрещеных младенцев лесным отродьем, вредят родильнице. Чтобы оберечься от них, под подушку полезно положить острый нож. Если ребенок рождается мертвым, в этом почти наверняка виновны происки дивьих жен.