На родительской неделе подходит к деревне старик-слепец, а вместе с ним — поводырь. Возле кладбища старик остановился, потянул воздух ноздрями и спросил:
— Никак костер запалили?
— Запалили, дедушка, — отвечает поводырь. — Большой кострище посреди могил. А вокруг него люди собрались — пьют да закусывают. Не пойму — зачем среди дня костер жгут?
— Да они же покойничков своих греют. Ныне праздник дедов. Прилетают их души из светлого Ирия, греются у костра, трапезу разделяют с живыми. Веди меня туда — будет нынче и нам много еды!
С. ГОРОДЕЦКИЙ. ПРЕДКИ
В космах зеленых, взлохмаченных
Сад и не сад надо мной:
Жизней истраченных
Сход вечевой.
Леший корявыми лапами
Облако цепко схватил,
Сапами, храпами
Темь огласил.
Скорчилась, вся искорявилась,
Клен лешачиха сосет:
Горечь понравилась,
Горькую пьет.
Пялится оком реснитчатым
Пращур в березовый ствол:
В теле крупитчатом
Язву нашел.
Штопать рогожи зеленые
Шур на осину залез,
Нитки лощеные
Тянет с небес.
Прадед над елкой корячится,
Дед зеленя сторожит,
Выглянет, спрячется,
Хвоя дрожит.
Предки меня не чураются,
В космах зеленых снуют.
В жизнь озираются,
В нежить зовут.
«Пошел до дедов», «гуляет с дедами», — так говорят белорусы
об умершем, твердо зная, что души покойников время от времени навещают
своих живых родственников, прилетая «с того света». Причем «дедами»
называются все усопшие — независимо от возраста. Для общения живых с
неживыми установлены поминальные дни — от трех до шести раз в году.
У славян обряд почитания дедов совершался весной на Радуницу — после
Пасхи — или осенью. Угощали дедов и на Рождество, и под Новый год. Хозяева
приготовляют яства, собираются за празднично накрытым столом, «кормят
дедушек», выплескивая несколько ложек супа на пол и т.д. В поминальный
день не работают крестьяне ни в поле, ни дома — иначе покойники могут
отомстить за непочтение к себе. Совсем уж в старые времена дома тоже
держали «дедов» — в виде деревянных небольших идолов, в «руки» которым
была дана лучина. I Вообще огонь в обряде почитания дедов играет немаловажную
роль. Хозяин должен обойти с горящей лучиной сидящих за столом родичей
и гостей, а позднее стали зажигать свечи в знак поминовения их душ,
ибо трепет свечного огонька — знак трепета душевного.
В дни почитания дедов некоторые храбрецы ухитряются даже увидеть мертвых — для этого нужно сесть на печъ и смотреть через хомут. Но такие смельчаки сильно рискуют: существует поверье, что, увидев потусторонних пришельцев, скоро сам умрешь.
Дедом украинцы и белорусы называли божество дома, хранителя домашнего очага.
Есть где-то еще и Дед (Дедка) — покровитель всех кладов. Глаза его в темноте светятся, как расплавленное золото, отсюда и пошло поверье, что там, где в чистом поле неожиданно завиднеется огонь, хранится клад. При этом в народе говорят, что «Дедка горит».
В несомненной связи с духами предков находится и образ Деда-Всеведа. Говорят, всю зиму он сидит в заключении в хлебных амбарах и поедает сделанные на зиму запасы. Некогда он ходил по земле в образе старца и научал людей, как пахать и возделывать поля.