Повадился как-то раз ходить к деревне медведь. Слишком рано поднялся он из
берлоги, был зол, голоден, да еще напоролся на самострел, вот и затаил зло на весь род
людской. Для начала завалил неосторожного охотника. А как отведал разок человечины,
так и начал искать сладкого мяса снова и снова. Многих людей задрал, и тогда назначили
старейшины награду — целое стадо! — храбрейшему охотнику, который избавит народ
от людоеда. В доказательство старейшины просили принести в деревню голову и шкуру
зверя.
Два самых отважных молодца решили попытать счастья. Ушли поутру в лес, а вечером
вернулись. У одного в руках правая половина медвежьей шкуры, у другого — левая.
— А где же голова? — спросил кто-то.
— Голову и мясо зверя мы принесли в жертву Зевонии, богине охоты, — ответили
удальцы. А потом завязался между ними спор.
— Я одолел людоеда! — похваляется один, по имени Корень. — Напоролся он на мою
рогатину, пробила она ему самое сердце.
— Нет, свалил медведя удар моего копья в печень, а значит, награда моя, — спорит
Бугор.
Развели руками старейшины и порешили отыскать правду с помощью божьего суда.
Это значило, что ранним утром выйдут храбрецы на поединок, и кто одолеет соперника — за того боги заступились, он и есть истинный победитель медведя-людоеда.
Ночью Бугор тайком пошел к колдунье, жившей на окраине деревни: просить помощи
на божьем суде. Посулил в случае победы разделить с ней награду, и дала старуха ему такой совет:
— Если хочешь быть страшен, убей змею черную, а убей ее саблей или ножом, да вынь
из нее язык, да вверти в ткань зеленую и в черную, да положи в сапог в левый, а обуй на
том же месте. Идя прочь, назад не оглядывайся. Придя домой, положи язык змеиный под
ворота в землю. А кто тебя спросит: «Где был?» — с ним ты ничего не говори.
Поклонился Бугор старухе и ушел в лес искать змею черную. Только стихли его шаги,
чу! — снова кто-то скребется в двери. Да это Корень явился подмоги чародейной просить!
И тоже сулит богатую награду.
Усмехнулась колдунья: не послать ли и его в лес за черной змеей? Но сжалилась над
молодцем и сказала так:
— Когда пойдешь на суд божий, положи в сапог три зубчика чесноковые, а под правую пазуху привяжи себе утиральник.
И вот наутро принесли волхвы жертвы в капище, призвали всевидящего Дажьбога и
грозного Перуна помочь правдивому и покарать обманщика. Бугор и Корень вышли на
божий суд. Оба в латах и шеломах, в руках держали мечи. У одного под воротами язык
змеиный зарыт. У другого в сапоге чеснок...
Сошлись неприятели, ударились... и оба упали замертво. Поразили друг друга с первого удара!
Что за напасть, думают люди, почему же божий суд покарал равно того и другого?!
И вдруг из лесу вышел воин. Вся одежда на нем изорвана и окровавлена, на теле глубокие
раны, а в руках — огромная, как пивной котел, медвежья голова. У видал воин мертвых
Корня и Бугра — да так и ахнул:
— Значит, наказали боги этих жестокосердных!
А потом рассказал, что шел он с войны в свое селение, да по пути напал на него в лесу
ужасный медведище. После долгой схватки храбрец его одолел, отрубив голову своим боевым мечом. Удар был такой могучий, что голова закатилась в кусты, а воин упал без сил,
страдая от ран.
И тут откуда ни возьмись появились два охотника. Не обращая внимания на стоны ра-
неного и мольбы о помощи, они освежевали тушу и ну тянуть шкуру каждый к себе!
В конце концов разрезали ее пополам и бросились наперегонки прочь.
Это и были Корень да Бугор. Наверно, думали, что раненый скоро умрет и никто не
откроет их лжи. Однако божий суд не обманешь, тут и колдовство не поможет!
Во всякую пору суд божий был высшим и справедливейшим.
Вера в него велась на Руси с незапамятных времен. Еще Перун-громовник,
грозный повелитель огней небесных и дожденосных туч, призывался в свидетели-судьи.
Каратель злой нечисти, мешавшей труженику-пахарю, он являлся и бичом
людских пороков и преступлений.
Огню и воде, этим находившимся под его
властью стихиям, придавалась сила обличения
лжи. Поэтому и обращались наши предки к его
помощи, например, часто виновников преступления выявляло огненное испытание. Обвиняемый должен был пройти голыми ногами по
раскаленному железу: народ верил, что невиновный человек сделает это безо всякого вреда
для себя. При сомнительных, спорных делах тот,
кто обвинял неприятеля в преступлении или,
наоборот, желал очиститься от подозрения, должен был, допустим, пронести кусок раскаленного железа на несколько шагов или голой рукой достать кольцо из кипящего котла. Вытерпел — значит, выиграл суд. И наоборот...
Судимый водою должен был или достать
камень со дна котла с кипятком, или войти в
реку в самом широком месте ее, среди водоворотов и омутов, и плыть к берегу. Если виновен,
его утопит сама кривда!
Случалось, что обвиняемые, страшась кары
небесной, сознавались в своих провинностях и
соглашались лучше нести наказание от судей
земных, чем погибнуть от суда божьего.
Вообще судебные испытания огнем, водою
или оружием, носившие названия божьего суда,
были распространены в древности у многих народов. Частенько с помощью божьего суда вызнавали затаившуюся ведьму. Женщину, в которой подозревалась связь с нечистой силой,
связывали по рукам и ногам и бросали в воду.
Выплывет — значит, точно ведьма, потому что
дьявол ей помог, ибо «ведьму-колдунью вода не
принимает», гласила молва. Ну а потонет — получается, была бедняжка невиновна, зря ее
подозревали в сношениях с врагом рода человеческого. Эта стародавняя форма разрешения
споров также просуществовала во многих странах довольно долго и бытовала даже в позднейшие, просвещенные времена. Впоследствии, с
течением времени, испытание стало производиться более легким способом: на воду бросали
жребии, которые и решали исход дела. Однако
и до недавнего времени в народе сохранялись
следы веры в божий суд. Двум спорщикам давали зажженные лучины или свечи: чья сгорит
раньше, тот и не прав.
Не менее серьезным испытанием был и судебный поединок, когда, из-за недостатка доказательств, спорщики прибегали к единоборству. В назначенный день — под наблюдением
посадника или наместника — противники вступали в бой, дав клятву, что не рассчитывают на
помощь чародеев. Судная грамота 1467 г. постановляет, что выходить на поле биться за свою
правоту могли не только мужчины, но и женщины.
По летописным свидетельствам, даже исходы войн решались иногда единоборством двух
избранных витязей. Состязание это происходило на виду обеих неприятельских ратей. Исход
поединка принимался за непреложный приговор божественной воли, которой равно подчинялись и те, на чью долю доставалась победа, и
те, которые должны были признать себя побежденными. Таков был победный бой русского
богатыря-кожемяки с печенегом при князе
Владимире Красное Солнышко в 992 году и
удачный поединок князя Мстислава Удалого с
касожским князем Редедею (1022 г.).
Отголоски этой древней веры в суд божий
можно найти в словах «бог шельму метит», которые означают, что всякий грешный, неправедный человек в чем-то несчастен, небеса его
обязательно, пусть и неявно, наказывают за все
свершенные злодейства.