У многих славянских племен Бадняк — это дух, воплощенный в новогоднем
полене, пне или ветке, которые сжигаются в ночь перед Колядою, то
есть перед Рождеством. У сербов, например, этот день так и называется
— «бадний день». С этим поленом как бы сгорают все беды и болезни,
посетившие дом в прошлом году, все злые мысли, все неисполнившиеся
желания.
Южные славяне кормили возожженный на Иванов день чурбан, осыпая его
хлебными зернами. При зимнем повороте солнца сербы зажигают в домашней
печи дубовый обрубок (бадняк), а в разведенное пламя бросают деньги,
сыплют хлебные зерна, муку и соль, льют вино и масло и молят о плодородии
в стадах и жатвах и изобилии в доме. Ударяя кочергой по горящему полену,
они приговаривают: «Сколько искр, столько бы коров, коней, коз, овец,
свиней, ульев, счастья и удачи!» Возжигание бадняка известно и в Черногории,
и у болгар, и везде оно сопровождается семейным пиршеством.
В старину Бадняк вообще считался воплощением старого года — в противоположность
Божичу — и уподоблялся змею, обвившему корни мирового древа. Сожжение
его означало поражение зла, его уничтожение возродившимся огнем, начало
новой жизни.
Со временем образ Бадняка принял более мирные черты. «Все лучшее
впереди», — как бы говорит Бадняк, который представлялся нашим предкам
в виде бородатого старичка, весело подмигивающего из костра или очага.