Жила-была девушка-сиротка. Мачеха ее невзлюбила и не знала, как со
свету сжить. Как-то раз говорит она девушке:
— Хватит тебе задаром хлеб есть! Ступай к моей лесной бабке, ей поденщица
нужна. Сама себе на жизнь будешь зарабатывать.
— Когда же идти? — спросила девушка.
— Прямо сейчас! — ответила мачеха и вытолкала ее из избы взашей. —
Иди и никуда не сворачивай. Как увидишь огни — там и бабкина изба.
А на дворе ночь, темно — хоть глаз выколи. Близок час, когда выйдут
на охоту дикие звери. Страшно стало девушке, а делать нечего. Побежала
сама не зная куда. Вдруг видит — забрезжил впереди лучик света. Чем
дальше идет, тем светлей становится, словно костры невдалеке разожгли.
А через несколько шагов стало видно, что не костры это светятся, а черепа,
на колья насаженные.
Глядит девушка: кольями поляна утыкана, а посреди поляны стоит избушка
на курьих ножках, кругом себя поворачивается. Поняла она, что мачехина
лесная бабка — не кто иной, как сама Баба-Яга. Сейчас выскочит из избушки
— тут бедняжке и конец придет.
Повернулась бежать куда глаза глядят — слышит, плачет кто-то. Смотрит,
у одного черепа из пустых глазниц капают крупные слезы. А девушка наша
была добрая и жалостливая.
— О чем ты плачешь, кощь человеческая? — спрашивает она.
— Как же мне не плакать? — отвечает череп. — Был я некогда храбрым
воином, да попался в зубы Бабе-Яге. Бог весть, где истлело тело мое,
где валяются мои костыньки. Тоскую по могилке под березонькой, но, видно,
не знать мне погребения, словно послед- нему злодею!
Тут и остальные черепа заплакали, кто был веселым пастухом, кто девицей-красавицей,
кто бортником... Всех сожрала Баба-Яга, а черепа на колья насадила,
оставив без погребения.
Пожалела их девушка, взяла острый сучок и вырыла под березой глубокую
ямину. Сложила туда черепа, сверху землей присыпала, дерном прикрыла
и даже букетик цветов лесных положила, будто на настоящую могилку.
— Спасибо тебе, добрая душа, — слышит голоса из-под земли. — Упокоила
ты нас, и мы тебе добром отплатим. Подбери на могилке гнилушку — она
тебе путь укажет.
Поклонилась девушка до земли могилке, взяла гнилушку — и ну бежать
прочь!
Баба-Яга вышла из избушки на курьих ножках — а на поляне темно, хоть
глаз выколи. Не светятся глаза черепов, не знает она, куда идти, где
беглянку искать. Свистнула ступу и помело, но они в темноте заплутались
и назад вернулись. Так и осталась Баба-Яга без поживы.
А девушка бежала до тех пор, пока не погасла гнилушка, а над землей
не взошло солнце. Тут она и встретилась на лесной тропе с молодым охотником.
Приглянулась ему девица, взял он ее в жены. Жили они долго и счастливо.
А. РЕМИЗОВ.
ПРОЛИВНОЙ ДОЖДЬ
БАБА-ЯГА собирается хлебы печь. Задумала старая жениться — взять в
мужья рогатого черта — Верхового. Он, известно, галчонок: всем верховодит.
Взгромоздилась на радостях банная нежить: банная нежить в сырости заводится
из че- ловеческих обмылков, а потому страсть любопытна. Вот заберется
она за Гиенские горы пировать в избушку, насмеется, наестся, все перемутит,
всех перепугает, — такая уж нежить.
А как ей весело: старик Домовой на бобах остался — показала Яга ему
нос. Тоже жениться на Яге задумал!
Да и дед Домовой в долгу не остался: подшутил над Ягой.
— Бить тебя надо, беспутный, да и обивки-то все в тебя вколотить! —
плачет Яга, ходит у печи.
— Бабушка, чего же ты плачешь?
— А как мне, Бабе-Яге, не плакать, не могу посадить хлебы: Домовой
украл лопату. И плачет. Не унять Яге слезы: скиснутся хлебы — прибьет
Верховой.
— Бабушка, не плачь так горько: мы тебе отыщем лопату. А слезы так
и льются — полна капель натекает.
— Эй, помогите! Найдем мы лопату да бросим на крышу: Яга улыбнется
— и дождь перестанет.
Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) — древнейший
персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти:
женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и
провожала души почивших в царство мертвых. Этим она несколько напоминает
древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака
с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками
славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к
ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице
— это бесспорные следы матриархата.
По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой
она разъезжает по белу свету.
При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников
и оттого делаются легкими, как сами души.
Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь
под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей.
В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах.
Но все-таки Баба-Яга — существо более опасное, обладающее куда большей
силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу,
который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница
между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом
из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается
человечиной, да и сама зовется «костяная нога».
Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь — кость), она принадлежит сразу
двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные
возможности.
В волшебных сказках она действует в трех воплощениях. Яга-богатырша
обладает мечом- кладенцом и на равных бьется с богатырями. Яга-похитительница
крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома,
но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле,
или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются,
перехитрив Ягибишну. И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает
героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы,
вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к
чудесной цели, и т.д.
Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной
ступе (то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то понуждает
ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом. А чтобы,
для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею
особенными, к ступе приделанными метлою и помелом. Служат ей лягушки,
черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых
уживается и угроза, и мудрость.
Даже когда Баба-Яга предстает в самом неприглядном виде и отличается
лютостью натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами,
тайными знаниями.
Почитание всех ее свойств отразилось не только в сказках, но и в загадках.
В одной из них говорится так: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит,
себя голодом морит». Речь идет о сохе-кормилице, самом важном в крестьянском
обиходе орудии труда. Такую же огромную роль в жизни сказочного героя
играет и загадочная, мудрая, страшная Баба-Яга.