Как-то раз прошел по земле славянской страшный слух: летит из мрачных, холодных
северных стран крылатая змея Аспид, и нету от нее пощады ни старому, ни малому: кого
когтями не укогтит, того клювом склюет, а кого ядом не отравит, того огнем сожжет. Собрались славянские вожди и стали думать, как беду избыть. Решили выставить могучее войско, но волхв-обаянник, которого пригласили на совет, только головой покачал:
— Что огненной змее кожаные или деревянные щиты? Они только против стрел хороши, а гореть будут, как дрова. Нет, тут нужно что-то похитрее придумать. Дайте мне
три дня и три ночи, а если не найду решения, принесите меня в жертву Чернобогу. Не
иначе, Аспида на нас он наслал, может, умилостивит его моя смерть.
Думал обаянник три дня и три ночи, испрашивал совета у богов. Молчали боги. Никто
не верил, что возможно спастись от Аспида! Жрецы на черном капище уже вострить ножи
начали, кровь во имя Чернобога пролить. Но вот приходит обаянник к вождям и говорит:
— Созовите всех кузнецов и отдайте им приказ выковать десять медных труб и сто
железных клещей. И дайте мне в подмогу самых сильных силачей и умелых трубачей. Открыли мне добрые боги три тайны и указали, как от Аспида спастись.
Приказал обаянник выкопать на подступах к селениям глубокую и широкую яму, обмазать ее суглинком и накрыть тяжелыми камнями. На дне в железном чане разложили
костер, а среди бревен оставили малое отверстие. А сам волхв с силачами и трубачами-помощниками залез в эту яму и притаился.
И вот задрожала земля, пригнулись к земле леса — летит Аспид. Завидев вдали селения, издал Аспид радостный шип, как вдруг... вдруг из-под земли громко, оглушительно
затрубили трубы.
А первая тайна, которую боги открыли обаяннику, была такая: боится Аспид только
гласу трубного. И тут уж теряет он всякий разум и готов на все, чтобы истребить трубачей
и заставить трубы замолчать. Почуял Аспид, что звук раздается из ямы, заложенной бревнами, сел на них и ну совать голову в щель. А оттуда раскаленные щипцы высунулись — и
вцепились ему в шею, в лапы, в крылья. Одни щипцы остынут — помощники обаянника
накаляют другие. И снова и снова... Это и была вторая тайна, которую открыли волхву добрые боги: Аспид никогда не сядет на голую землю — только на камень. Третья же тайна: чудовище это никак нельзя истребить иначе, как только сжечь.
Так оно и произошло. С тех пор Аспид более никогда не тревожил славянские земли!
По поверьям древних, Аспид — это чудовищный крылатый змей,
который имеет птичий нос и два хобота, крылья у него пестры и горят-переливаются,
словно самоцветные камни. По некоторым сказаниям, впрочем, монстр непроглядно
черен. Отсюда выражение «аспидно-черный цвет». В какие края повадится
летать Аспид, те места опустошит. Живет он в каменных горах, а по другим
сказаниям — на мрачном, суровом, лесистом севере, и на землю никогда
не садится: только на камень. Его невозможно убить стрелой, можно только
сжечь...
Аспид напоминает и Змея Горыныча из русских сказок, и василиска — чудовищного змия,
убивающего одним взглядом, и Ехидну — деву
змееголовую, которая, по античному преданию, родила от Геракла Артоксая, Липоксая и
Колоксая — трех родоначальников скифских
племен, а значит, отчасти и прапредков славян.