Кому ж, кому ехать
По тому мосточку?
Там ехать Авсеню.
Ай, Авсень, ай, Авсень!
И вот уже подъезжают от опушки леса к новому мосту два распрекрасных
молодца в вывороченных тулупах. Один — на золотисто-рыжем, как солнце,
коне, а другой — на златощетинном борове. Конник держит на шесте просмоленное
тележное колесо, его спутник — копье, на конце коего — пучок соломы.
Когда оба гостя останавливаются на середине моста, селяне дружно кричат:
Авсень чиркает огнивом, запаливает паклю, подносит конец копья к колесу
— оно тоже вспыхивает. Песни, веселье, смех! Парни раскладывают большой
костер, на нем жарят на вертелах мясо. Девушки разливают по кружкам
медовуху.
Внук глядит на небо, на играющее лучами солнце:
— Дедушко, а и впрямь новое солнышко ярче старого! Ай да Авсень!
В глубочайшей древности Авсень (Овсень, Усень, Таусень) почитался
нашими предками как божество, возжигающее солнечное колесе и дарующее
миру свет. Подобно светоносному богу древних германцев Фрейру, он
при зимнем солнцеповороте выезжал на небеса на борове с золотой, сияющей
щетинкой: позднее русских сказках мы встретим волшебную свинку — золотую
щетинку. В ту пору Новый год праздновали 1 марта, поэтому естественно:
что он считался весенним богом, воплощением Весны. Авсень открывал
путь новому лету, вез из небесного сада Ирия, то есть райской страны,
щедрые дары плодородия и распределял их между смертными согласно божественному
предопределению: одним щедро, с избытком, другим скудно.
Ритуалы «закликания весны» означали торжество Авсеня над зимой и
стужей. Из глубокой древности идет обычай выпекать «жаворонков» —
весенних птичек. Дети бегали с ними по улицам, садам, огородам, полям,
стараясь поднять птичек повыше. Их даже прикрепляли к крышам и шестам,
ну а потом съедали во славу Авсеня. Взрослые собирались на берегу
реки, раскладывали костер, пели веснянки.
После перенесения Нового года на 1 сентября, а потом и на 1 января,
об Авсене продолжали вспоминать. 31 декабря «авсенщики» ходили по
деревне, разбрасывая вокруг изб зерно, оставленное для посева, распевая:
Или курочку с хохолком,
Петушка с гребешком;
Подай денежку с орлом
И копеечку с копьем!
Всю ночь, до рассвета, варили кашу Авсеню. Принеся крупу из амбара,
ее не касались до тех пор, пока не истопится печь. Когда хозяйка «затирала»
кашу, следовало произносить заклинания, чтобы зерно хорошо росло в
будущем году. Горшок ставили в печь с поклонами. Ну а когда каша варилась,
за ней пристально наблюдали, ибо в это время можно было кое-что узнать
о будущем: если каша из горшка вылезет или он треснет при варке, дому
грозит какая-то беда. Густая каша, румяная — будет хороший урожай,
жидкая, бледная — недорода жди. В общем-то, с приметами этими старались
бороться: если каша не удалась, ее просто выбрасывали. Ну а если она
сулила приятные события, то ее съедали.
«Авсенщики» в своих песнях часто вспоминали бога, который сам ходит
по домам добрых и трудолюбивых хозяев, благословляя их жизнь и труд:
Таусень!
Благослови-ка, бог,
Утра Новый год!
И святые вечера!..
До сих пор в западных областях России сохранился такой обряд: накануне
Нового года в деревнях ряженые водят по домам двух юношей. Один —
в венке из сжатых колосьев и в богатом одеянии, другой — в ветхом
рубище и соломенном венке. При входе в избу юношей завешивают длинными
покрывалами и предлагают хозяину сделать выбор. Выбравшему богатого
гостя, а значит, счастливую участь, ряженые поют хором песню, предвещающую
щедрый урожай, а неудачника осмеивают. Впрочем, он может откупиться
блинами-пирогами, свиными ножками, сладостями и испытать судьбу еще
разок-другой, чтобы на сей раз выбрать пророка удачи Авсеня.
Откуда же произошло само имя Авсень? На сей счет ученые спорят вот
уже полтора столетия. Наиболее правдоподобно толкование, связывающее
Авсеня с древнерусским словом оусинь (юсинь) — синеватый.