Эта книга откроет впервые для многих из нас удивительный, почти неизведанный,
воистину чудесный мир тех верований, обычаев, обрядов, которым всецело
предавались на протяжении тысячелетий наши предки — славяне, или, как
они себя называли в глубочайшей древности, русы.
Русы... Слово это вобрало в себя просторы от Балтийского моря до Адриатики
и от Эльбы до Волги — просторы, овеянные ветрами вечности. Именно поэтому
в нашей «Энциклопедии» встречаются упоминания о самых различных племенах,
от южных до варяжских, хотя в основном речь в ней идет о преданиях русских,
белорусов, украинцев.
История наших пращуров причудлива и полна загадок. Верно ли, что во
времена великого переселения народов они явились в Европу из глубин
Азии, из Индии, с Иранского нагорья? Каков был их единый праязык, из
которого, как из семечка — яблоко, вырос и расцвел широкошумный сад
наречий и говоров?
Над этими вопросами ученые ломают головы уже не одно столетие. Их затруднения
понятны: материальных свидетельств нашей глубочайшей древности почти
не сохранилось, как, впрочем, и изображений богов. А. С. Кайсаров в
1804 году в «Славянской и российской мифологии» писал, что в России
потому не осталось следов языческих, дохристианских верований, что «предки
наши весьма ревностно принялись за новую свою веру; они разбили, уничтожили
все и не хотели, чтобы потомству их остались признаки заблуждения, которому
они дотоле предавались».
Такой непримиримостью отличались новые христиане во всех странах, однако
если в Греции или Италии время сберегло хотя бы малое количество дивных
мраморных изваянии, то деревянная Русь стояла среди лесов, а как известно,
Царь-огонь, разбушевавшись, не щадил ничего: ни людских жилищ, ни храмов,
ни деревянных изображений богов, ни сведений о них, писанных древнейшими
рунами на деревянных дощечках. Вот так и случилось, что лишь негромкие
отголоски донеслись до нас из далей языческих, когда жил, цвел, владычествовал
причудливый мир.
Понятие «предания» в «Энциклопедии» понимается достаточно широко: не
только имена богов и героев, но и все чудесное, магическое, с чем была
связана жизнь нашего предка-славянина, — заговорное слово, волшебная
сила трав и камней, понятия о небесных светилах, явлениях природы и
прочем.
Древо жизни славян-русов тянется своими корнями в глубины первобытных
эпох, палеолита и мезозоя. Тогда-то и зародились перворостки, первообразы
нашего фольклора: богатырь Медвежье УШКО — получеловек-полумедведь,
культ медвежьей лапы, культ Волоса-Велеса, заговоры сил природы, сказки
о животных и стихийных явлениях природы (Морозко).
Первобытные охотники изначально поклонялись, как сказано в «Слове об
идолах» (XII век), упырям и берегиням, затем верховному владыке Роду
и рожаницам Ладе и Леле — божествам живительных сил природы.
Переход к земледелию (IV—III тысячелетия до н.э.) отмечен возникновением
земного божества Мать Сыра Земля (Мокошь). Землепашец уже обращает внимание
на движение Солнца, Луны и звезд, ведет счет по аграрномагическому календарю.
Возникает культ бога солнца Сварога и его отпрыска Сварожича-огня, культ
солнечноликого Дажьбога.
Первое тысячелетие до н.э. — время возникновения богатырского эпоса,
мифов и сказаний, дошедших до нас в обличье волшебных сказок, поверий,
преданий о Золотом царстве, о богатыре — победителе Змея.
В последующие столетия на передний план в пантеоне язычества выдвигается
громоносный Перун, покровитель воинов и князей. С его именем связан
расцвет языческих верований накануне образования Киевской державы и
в период ее становления (IX—Х вв.). Здесь язычество стало единственной
государственной религией, а Перун — первобогом.
Принятие христианства почти не затронуло религиозные устои деревни.
Но и в городах языческие заговоры, обряды, поверья, выработанные на
протяжении долгих веков, не могли исчезнуть бесследно. Даже князья,
княгини и дружинники по-прежнему принимали участие в общенародных игрищах
и празднествах, например в русалиях. Предводители дружин наведываются
к волхвам, а их домочадцев врачуют вещие женки и чародейки. По свидетельству
современников, церкви нередко пустовали, а гусляры, кощунники (сказители
мифов и преданий) занимали толпы народа в любую погоду.
К началу XIII века на Руси окончательно сложилось двоеверие, дожившее
и до наших дней, ибо в сознании нашего народа остатки древнейших языческих
верований мирно уживаются с православной религией...
Древние боги были грозны, но справедливы, добры. Они как бы родственны
людям, но в то же время призваны исполнять все их чаяния. Перун поражал
молнией злодеев, Лель и Лада покровительствовали влюбленным, Чур оберегал
границы владений, ну а лукавец Припекало приглядывал за гуляками...
Мир языческих богов был величавым — и в то же время простым, естественно
слитым с бытом и бытием. Именно поэтому никак, даже под угрозой самых
суровых запретов и расправ, не могла душа народная отрешиться от древних
поэтических верований. Верований, коими жили наши предки, обожествлявшие
— наравне с человекоподобными властителями громов, ветров и солнца —
и самые малые, самые слабые, самые невинные явления природы и натуры
человеческой. Как писал в прошлом веке знаток русских пословиц и обрядов
И. М. Снегирев, славянское язычество — это обожествление стихий. Ему
вторил великий русский этнограф Ф. И. Буслаев: «Язычники породнили душу
со стихиями...»
И пусть ослабела в нашем славянском роде память о Радегасте, Белбоге,
Полеле и Позвизде, но и по ею пору шутят с нами лешие, помогают домовые,
озоруют водяные, соблазняют русалки — и в то же время умоляют не забывать
тех, в кого истово верили наши предки. Кто знает, может быть, эти духи
и боги и впрямь не исчезнут, будут живы в своем вышнем, заоблачном,
божественном мире, если мы их не позабудем?..